Вход для пациентов | Контактная информация
поиск по сайту:
Положительный эффект омега-3 жирных кислот у пациентов с сахарным диабетом и инфарктом миокарда в анамнезе
опубликовано: 31-01-2012, 11:08
В настоящее время растет интерес к использованию омега-3 жирных кислот для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, однако данные крупного исследования Alpha Omega Trial не оказались впечатляющими. Эти результаты, опубликованные 18 ноября 2010 г. в онлайн-версии журнала The New England Journal of Medicine, продемонстрировали отсутствие эффективности комбинации эйкозапентаеновой и докозагексаеновой кислот, а также альфа-линоленовой кислоты в отношении профилактики главных сердечно-сосудистых осложнений среди пациентов с инфарктом миокарда в анамнезе.
У пациентов с сахарным диабетом и инфарктом миокарда в анамнезе риск повторных сердечно-сосудистых событий особенно высок. Именно эту группу пациентов из исследования Alpha Omega Trial оценил доктор D.Kromhout с коллегами. Был выполнен дополнительный анализ данных Alpha Omega Trial – мультицентрового исследования, охватившего 32 госпиталя в Нидерландах.
Исследователи изучили данные 1014 пациентов с сахарным диабетом в возрасте от 60 до 80 лет с инфарктом миокарда в анамнезе в течение последних 10 лет. Средний возраст составил 69 лет, более 70% являлись мужчинами. Наличие сахарного диабета было подтверждено стандартными лабораторными критериями или применением сахароснижающих препаратов.
Пациенты были рандомизированы на 4 группы: 1) получающие маргарин, содержащий эйкозапентаеновую и докозагексаеновую кислоты, 400 мг/сут; 2) получающие маргарин, содержащий альфа-линоленовую кислоту, 2 г/сут; 3) получающие маргарин, содержащий все 3 вида жирных кислот; 4) получающие маргарин с плацебо. Среднее время между предшествующим инфарктом миокарда и рандомизацией составило 4,5 года.
Главными конечными точками исследования являлись фатальные сердечно-сосудистые заболевания и события, относящиеся к развитию желудочковой аритмии (внезапная смерть, асистолия, имплантация кардиовертера-дефибриллятора).
В группе, ежедневно получающей комбинацию из 3 видов жирных кислот в течение 40 месяцев, наблюдалось снижение частоты желудочковой аритмии на 84% (ОР 0,16; 95%-ный доверительный интервал 0,04-0,69), по сравнению с группой, получающей плацебо, а также снижение сочетанного риска желудочковой аритмии и фатального инфаркта миокарда на 72% (ОР 0,28; 95%-ный доверительный интервал, 0,11-0,71).
В то же время в группах 1 и 2 не было достоверных различий по сравнению с группой плацебо.
Это первое исследование, которое показывает положительный эффект омега-3 жирных кислот у пациентов с сахарным диабетом и высоким риском сердечно-сосудистых катастроф.
Ограничениями исследования являлись: небольшое количество пациентов (n=29) с развившейся желудочковой аритмией или смертью (50 пациентов умерли в результате развития инфаркта миокарда или других сердечно-сосудистых причин).
Ведущий исследователь, доктор D. Kromhout, считает: «Несмотря на то, что необходимы дальнейшие исследования для того, чтобы окончательно определить роль этих жирных кислот в защите пациентов от развития желудочковых аритмий, уже сейчас похоже, что они помогают предотвратить повторный инфаркт миокарда у больных с сахарным диабетом».
Источниками омега-3 жирных кислот в пище являются рыба и грецкие орехи.
Доктор Mozaffarian, эксперт по питанию и профилактике сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний, прокомментировал полученные результаты: «Основные эффекты низких доз омега-3 жирных кислот, как те, что применялись в исследовании, - это улучшение функций мозга детей, чьи матери получали омега-3 жирные кислоты, и снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Как кардиолог, я рекомендую употреблять в пищу рыбу, как основной и главный источник омега-3 жирных кислот. Кроме того, рыба содержит и другие элементы, полезные для здоровья. К тому же, людям действительно сложно ежедневно принимать таблетки».
У пациентов с сахарным диабетом и инфарктом миокарда в анамнезе риск повторных сердечно-сосудистых событий особенно высок. Именно эту группу пациентов из исследования Alpha Omega Trial оценил доктор D.Kromhout с коллегами. Был выполнен дополнительный анализ данных Alpha Omega Trial – мультицентрового исследования, охватившего 32 госпиталя в Нидерландах.
Исследователи изучили данные 1014 пациентов с сахарным диабетом в возрасте от 60 до 80 лет с инфарктом миокарда в анамнезе в течение последних 10 лет. Средний возраст составил 69 лет, более 70% являлись мужчинами. Наличие сахарного диабета было подтверждено стандартными лабораторными критериями или применением сахароснижающих препаратов.
Пациенты были рандомизированы на 4 группы: 1) получающие маргарин, содержащий эйкозапентаеновую и докозагексаеновую кислоты, 400 мг/сут; 2) получающие маргарин, содержащий альфа-линоленовую кислоту, 2 г/сут; 3) получающие маргарин, содержащий все 3 вида жирных кислот; 4) получающие маргарин с плацебо. Среднее время между предшествующим инфарктом миокарда и рандомизацией составило 4,5 года.
Главными конечными точками исследования являлись фатальные сердечно-сосудистые заболевания и события, относящиеся к развитию желудочковой аритмии (внезапная смерть, асистолия, имплантация кардиовертера-дефибриллятора).
В группе, ежедневно получающей комбинацию из 3 видов жирных кислот в течение 40 месяцев, наблюдалось снижение частоты желудочковой аритмии на 84% (ОР 0,16; 95%-ный доверительный интервал 0,04-0,69), по сравнению с группой, получающей плацебо, а также снижение сочетанного риска желудочковой аритмии и фатального инфаркта миокарда на 72% (ОР 0,28; 95%-ный доверительный интервал, 0,11-0,71).
В то же время в группах 1 и 2 не было достоверных различий по сравнению с группой плацебо.
Это первое исследование, которое показывает положительный эффект омега-3 жирных кислот у пациентов с сахарным диабетом и высоким риском сердечно-сосудистых катастроф.
Ограничениями исследования являлись: небольшое количество пациентов (n=29) с развившейся желудочковой аритмией или смертью (50 пациентов умерли в результате развития инфаркта миокарда или других сердечно-сосудистых причин).
Ведущий исследователь, доктор D. Kromhout, считает: «Несмотря на то, что необходимы дальнейшие исследования для того, чтобы окончательно определить роль этих жирных кислот в защите пациентов от развития желудочковых аритмий, уже сейчас похоже, что они помогают предотвратить повторный инфаркт миокарда у больных с сахарным диабетом».
Источниками омега-3 жирных кислот в пище являются рыба и грецкие орехи.
Доктор Mozaffarian, эксперт по питанию и профилактике сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний, прокомментировал полученные результаты: «Основные эффекты низких доз омега-3 жирных кислот, как те, что применялись в исследовании, - это улучшение функций мозга детей, чьи матери получали омега-3 жирные кислоты, и снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Как кардиолог, я рекомендую употреблять в пищу рыбу, как основной и главный источник омега-3 жирных кислот. Кроме того, рыба содержит и другие элементы, полезные для здоровья. К тому же, людям действительно сложно ежедневно принимать таблетки».
Материал подготовила: Федорова Ольга Сергеевна, врач-эндокринолог
www.medscape.org






